Узник Гуантанамо поправился для возвращения на родину
28 марта 2007 года
О возможном возвращении на родину Равиля Мингазова сообщил вчера советник министра обороны РФ, председатель межведомственной комиссии РФ по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести Владимир Шаманов, находящийся в командировке в США. По его словам, сейчас его ведомство занимается этой проблемой. Правда, у его комиссии «пока нет никаких документов, идет проверка информации».
На базе в Гуантанамо содержались восемь россиян: Рустам Ахмяров из Челябинска, Айрат Вахитов и Равиль Мингазов из Татарстана, Равиль Гумаров и Шамиль Хаджиев из Башкирии, Тимур Ишмурадов из Тюменской области, а также Расул Кудаев и Руслан Одижев из Кабардино-Балкарии. Они были захвачены в Афганистане еще осенью 2001 года, около года содержались в тюрьме Кандагара, а затем были отправлены на американскую военную базу на Кубе. В марте 2004 года Россия добилась экстрадиции на родину всех узников, за исключением Равиля Мингазова. Он отказался ехать сам: побоялся, что не выдержит перелета, так как был сильно истощен. Тех же, кто вернулся, российская Генпрокуратура обвинила в «участии в преступном сообществе», «незаконном переходе границы» и «наемничестве». Таковы были условия американской стороны. Впоследствии эти обвинения с российских «талибов» сняли: не оказалось документальных свидетельств участия обвиняемых в боевых действиях на стороне талибов. В апреле 2005 года два бывших пленника Гуантанамо — Тимур Ишмурадов и Равиль Гумаров — были вновь арестованы и осуждены за причастность к взрыву газопровода в татарстанском городе Бугульме. Другой бывший узник Гуантанамо — Расул Кудаев — был арестован в рамках расследования нападения боевиков на Нальчик в 2005 году. Его и еще шесть человек обвинили по пяти статьям уголовного кодекса, в числе которых «Терроризм» и «Попытка свержения конституционного строя». Суд над ними должен начаться летом. Господ Акмерова и Вахитова в середине 2005 года подозревали в «разжигании межнациональной и межрелигиозной розни» и причастности к набережночелнинскому подразделению организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами». Их даже задерживали, но не смогли собрать доказательства их вины. Сотрудники правоохранительных органов принесли им свои извинения, и оба были выпущены на свободу.
Вчера председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сообщил „Ъ“, что ему неизвестно о решении российской стороны перевезти Равиля Мингазова на родину. Но высказал предположение, что оно возникло в связи с улучшением здоровья узника Гуантанамо и его готовностью к переезду. Вчера в российской Генпрокуратуре от комментариев по поводу возможного предъявления каких-либо обвинений Равилю Мингазову после его возвращения на родину воздержались. Источник „Ъ“ в правоохранительных органах сообщил, что, по его данным, обвинений узнику Гуантанамо российская сторона не готовила. Впрочем, не исключено, что Равиля Мингазова обвинят по тем же статьям, какие в свое время инкриминировались другим экстрадированным. Чтобы не портить отношения с американцами.
Андрей Смирнов, "Ъ - Волга-Урал"